Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кулиджанов лев ал-др

Гуманитарный словарь

КУЛИДЖА́НОВ Лев Ал-др. (род. 1924) - кинорежиссер. Окончил ВГИК (1954, мастерская С. Герасимова). Начал работу на к/ст им. М. Горького. Дебют в кино - ф. "Дамы" (1955, по А. Чехову, совм. с Г. Оганисяном), где было заметно глубокое проникновение в образный строй произведения. В ф. К. и Я. Сегеля "Это начиналось так..." (1956) определились эстетич. принципы реж., к-рые сказались в первую очередь на яз. ф., простом, чуждом патетики. На следующий год, совм. с Сегелем, осуществляет постановку ф. "Дом, в к-ром я живу" - реж. сумели передать поэзию и красоту обыденной жизни в форме простой, ненавязчивой, но вместе с тем передающей масштабность событий Вел. Отеч. войны. Точное соотношение прозы и поэзии и неукоснит. следование выработанным эстетич. принципам отличают режиссуру этого ф. Закономерен приз на МКФ в Брюсселе (1958) "За лучшую постановку", ряд междунар. премий и особый приз на 1-м ВКФ в Москве (1958). Углубленная психологич. разработка поведения героев нашла свое выражение в ф. "Отчий дом" (1959). Элементы лирики отличают другой ф. К. "Когда деревья были большими" (1961), где с неожид. стороны проявил свое актерское мастерство Ю. Никулин, ранее выступавший преимущ. в эксцентрическом жанре. Вообще, честь открытия "актерского кинематографа" принадлежит К.: это и Ю. Никулин, и Г. Тараторкин, и Л. Овчинникова, к-рые в итоге передавали "художественный мир" режиссера. К. вновь обращается к экранизации в 1970, в ф. "Преступление и наказание" (по Ф. Достоевскому, Гос. премия РСФСР, 1971), в к-ром К. остается верным эстетич. принципам, некогда выработанных им в творч. поиске: простота языка кино в сочетании с психологич. анализом. Последний ф. К. "Незабудки" (1994) - о судьбах разных поколений. Указом Президента РФ реж. удостоен приза "За выдающийся вклад в развитие кино" (1999).

Среди др. ф.: "Потерянная фотография" (1959); "Синяя тетрадь" (1963); "Звездная минута" (1975, худож.-док. ф.); "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, т / ф, 7 серий, Лен. пр., 1982); "Умирать не страшно" (1991).

Лит.: Обратная связь // "Искусство кино". 1980. № 3.

Полезные сервисы